Science Fashion – футуристическая мода будущего
Мы живем в мире, где всё взаимосвязано: обыденная жизнь и высокие технологии, наука и искусство, культура и мода. Литература, кинематограф, живопись, фотография, архитектура... – научная фантастика проникла практически во все области искусства. И хотя можно спорить, является ли дизайн одежды искусством или нет, влияние научной фантастики несомненно и в нем. XX век отмечен небывалым развитием как науки, так и моды, и разумеется, что две эти (не побоюсь сказать “важнейшие” про обе) сферы человеческой деятельности не могли не проникнуть друг в друга.
Расцвет научно-фантастической моды (называемой, как и направление в искусстве, футуризмом) пришелся на 1960-е годы – космическое десятилетие, эпоху молодежного бунта, время всевозможных революций в искусстве и культуре. Юрий Гагарин стал первым космонавтом, Нейл Армстронг совершил высадку на Луне. Казалось, все мечты и предсказания фантастов вот-вот осуществятся: мы освоим космическое пространство, колонизируем Солнечную систему и отправимся в гости к инопланетным цивилизациям на космических мегалайнерах со сверхсветовыми скоростями. Женщины начали одеваться как этакие космические детки, будто у них в кармане уже лежит билет на межпланетный корабль. Стиль "космическая бэби" имени Пьера Кардена, Андре Куррежа и Пако Рабанна, главных fashion-футуристов 60-х годов, был тогда радикально новым и свежим словом в дизайне.
В конце 50-х – начале 60-х годов уровень жизни в Европе сильно вырос, что принесло сравнительно высокие заработки молодёжи. Возникла необходимость повернуть закрытый мир высокой моды к массовому потребителю, сделать моду одновременно высокопрофессиональной и промышленной. В 1959 году Пьер Карден первым из кутюрье выносит в массы серию коллекций готовой одежды – pret-a-porter.
В 1966 году американке Мэри Квант в Букингемском дворце вручили орден Британской империи за заслуги в английском экспорте, по сути же - за изобретение революционного предмета одежды, мини-юбки; а кутюрье Андре Куррэж ввел ее в арсенал высокой моды.
В этом же году Пако Рабанн показывает свою сенсационную коллекцию "Двенадцать неносибельных платьев" – на чернокожих моделях, танцующих под музыку Пьера Буле (дизайнер нарушил все существовавшие тогда в моде правила). Он придумывал бумажные платья - так родилась идея одноразовой одежды, платья из металлических цепочек и металла (сделанные так искусно, что кажутся, будто они выполнены из струящегося шелка), флюоресцирующей кожи, страусовых перьев, алюминиевой фольги, лазерных дисков, оптических волокон, пластиковых бутылок, носок, дверных ручек, кусков стекла, колец и обручей, а первое свое платье из пластика создал в 1964 году.
Пьер Карден создал одежду “унисекс” еще в 1958 году. Среди отличительных особенностей его стиля – геометрический крой, узкий и четкий силуэт, круги, квадраты и спирали, использование винила и микроволокна, прямые и зауженные книзу “платья-мешки”, “юбки-бочонки”, “юбки-тюльпаны”; “жакеты-пузыри” , подобранные на бедрах поясом, металлические украшения, похожие на торчащие плотницкие гвозди, аппликации, узоры и прорезные фестоны в виде четких зигзагов и двухцветных диагоналей, трикотажные полотна, выработанные “лапшой” или в духе картонных сот из-под яиц, шляпы в виде скафандра. Все изобретения этих дизайнеров были «на ура» восприняты модой и вряд ли когда будут забыты.
Идол моды тех времен - Жаклин Кеннеди, самая молодая первая леди Америки со своим лаконичным и свободным от условностей молодежным стилем, элегантными платьями и костюмами геометрического кроя. Большое влияние на моду оказывал кинематограф. В 1968 году на экраны вышли легендарные “2001 год: космическая одиссея” и “Барбарелла”. Яркие, откровенные и необычные костюмы для “Барбареллы” придуманы Пако Рабанном, а костюмы межпланетных стюардесс в “Одиссее” делал знаменитый английский дизайнер Харди Эмис: платья А-силуэта, ботинки особой конструкции - специально для ситуации невесомости, чтобы не дать их хозяйке улететь к потолку, и яйцеобразные шляпы-бамперы, чтобы, если девушка потеряет свою обувь, ей было не больно ударяться головой о потолок.
Любопытно, что футуристический стиль в моде был обозначен еще задолго до космических изысканий Кардена, Куррежа и Рабанна. Их творения были предсказаны итальянскими футуристами, поэтами и артистами, еще в начале XX века. Произведение Джакомо Баллы "Манифест об одежде человека будущего" 1913 года – самое настоящее пророчество.
"Наши улицы выглядят бесцветно и упаднически. Люди носят ничтожную, безжизненную, декадентскую, пессимистичную одежду. Давайте создадим вещи будущего - они будут очень счастливые, простые и милые, они будут доставлять удовольствие телу, и в них будет просто взрыв цвета. Самый красный из красных, самый зеленый из зеленых, интенсивно-желтый и оранжевый, чистейший белый. Дизайн должен быть очень динамический, а рисунки - интенсивно-геометричные, пусть это будут треугольники, круги, спирали, эллипсы, квадраты! Вещи будут фосфоресцировать и сиять. Появится ароматизированное белье. Антисептические носки. Будут брюки с электрическими лампочками. Потом появятся ткани, которые меняют свой цвет в зависимости от настроения человека". Практически все это сбылось на самом деле.
Но и сейчас, в начале XXI века, вещи в футуристическом стиле как никогда в моде. У "science fashion" много причин для популярности. Во-первых, она сама по себе интересна, красива и удобна. Во-вторых, мода периодически возвращается к своим старым достижениям, и одежда прошлых десятилетий становятся чрезвычайно популярными – именно это происходит сейчас с 60-ми. В-третьих, здесь есть и некоторая “вина” научной фантастики. Сейчас немало говорится о кризисе этого жанра. И действительно, теперь гораздо сильнее увлекаются киберпанком, компьютерными технологиями и прочими “Матрицами”, чем космосом, путешествиями во времени и предсказаниями будущего. Можно сказать, что “космическая” эпоха принесла человечеству немало разочарований – ведь межгалактические путешествия и далекие планеты, про которые нам так много и интересно рассказывали, фактически остались недостижимой сказкой. Возможность провести недельку в орбитальной гостинице вряд ли появится в ближайшие десять лет, да и то у ограниченного количества людей. К тому же человеческий организм чувствует себя в условиях невесомости не самым приятным образом. Выдающийся физик XX века Нильс Бор сказал: "Пилотируемая космонавтика - несомненное торжество человеческого интеллекта и печальная ошибка здравого смысла".
В условиях наступившего будущего уже неинтересно мечтать о звездах – вот и остается углубляться в виртуальные бездны. Что же делать с мечтами о далеких мирах? Только воссоздавать их вокруг себя – в одежде и интерьере, благо, современные технологии дизайна предоставляют практически неограниченные возможности. И если неудача с космосом - одно из самых грустных поражений XX века, то космический стиль – одно из самых сильных его художественных достижений.
Современная индустрия моды и красоты буквально поглощает научные достижения и постоянно требует новых. Во времена, когда молодость, красота и стиль являются важными составляющей внешнего образа, символами успеха, спрос на услуги этой индустрии необыкновенно велик. Постоянно совершенствуются технологии косметологии и пластической хирургии, ученые ищут и синтезируют новые и суперэффективные ингредиенты для косметических средств (особенно омолаживающих кремов). Такое научное изобретение, как голограмма, нарасхват используется в декоративной косметике – лаки и помады с переливающимся голографическим эффектом необыкновенно популярны. В современных духах используются такие необычные составляющие, как запахи гари, жженого пластика, нагретого металла, ксерокса. В поисках новых запахов парфюмеры отправляют цветы в космос. В невесомости земные цветы начинают благоухать особенными – неземными - ароматами. Первой в теплице Astroculture на борту “Спейс Шаттла” отправилась роза сорта Overnight Scentsation. Аромат, который она источала в космосе – более сладкий, чем у обычных цветов – впоследствии был воспроизведен химиками и использован при создании духов Zen от Shiseido. Эксперименты продолжаются. Кто знает, возможно, скоро мы сможем легко изменять свою фигуру и внешность за счет генной инженерии, оставаться вечно молодыми с помощью нанотехнологий и менять цвет глаз и волос, всего лишь приняв гормональную таблетку, как это было у Ефремова в романе “Час быка”. Оказывается, индустрия красоты и научная фантастика – две очень “совместные” вещи.
Создатели модной одежды также увлекаются новыми технологиями – поиском оригинальных форм, кроя, материалов, отделки... Сезон весна-лето 2003 года стал настоящим праздником футуристической моды. С подиумов не сходили серебряные, стальные, алюминиевые оттенки, мини-юбки и облегающие комбинезоны, стекло и пластик, кожа и блестящий латекс, яркие неоновые цвета, лямки, молнии и прочие “технологические” детали. Осень-зима 2003-2004 решили продолжить доброе начинание. Теперь в моде уже 60-е годы – а значит, и все их футуристические составляющие. А два сезона подряд оставаться модной какой-либо тенденции (ведь мода, как известно, штука очень переменчивая, а современная мода - особенно) – это серьезно.
Разумеется, очень часто мода и то, что мы носим в реальной жизни – страшно далекие друг от друга вещи. Не все имеют возможность приобретать дорогие наряды от известных дизайнеров. Другим просто наплевать на все модные тенденции вместе взятые. Но не стоит забывать о том, что мода является также отражением современной культуры, и появление новых тенденций показывает изменения в человеческом сознании. Дизайнеры тоже пробуют предсказывать будущее. Вот что говорит, например, Пако Рабанн: ”Население Земли растет по экспоненте. Когда нас будет двадцать миллиардов, не будет человека, одевающегося в натуральные ткани. Исчезнут хлопок и шерсть. На смену придут металл, пластик, минеральное сырье. В недалеком будущем женщина, встав утром с постели, будет брать в руки тюбик или баллон с жидким металлом и наносить одежду, как картину, прямо на свое тело.” В подобные фантастические картины можно поверить. Как и в то, что человек в конце концов доберется до Марса, колонизирует Луну и вступит в контакт с инопланетными цивилизациями. Все у нас получится. Главное – красота спасет мир. А мода – это прежде всего красота.
Опубликовано: 20.03.2008 г.
Текст: Mariner
Источник: mars-x.ru